четверг, 7 февраля 2013 г.

ярослав мудрый фото

Святой благоверный князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый) был вторым сыном святого равноапостольного князя Владимира-Василия Большого и жены его Рогнеди. Родился правдоподобно где-то в около 983 г. за пять лет до большого крещения Киевской Руси-Украни. Ярослав имел пять лет, когда его отец окрестил вместе с другими его братьями на святом источнике вблизи нашего второго Йордану Днепра. Теперь на этом месте стоит памятный знак 900-лиття крещения Руси или памятник Магдебургского права. При крещении маленький Ярослав получил имя в честь святого великомученика Георгия Побидоносця и в истории наш князь известен еще под одним именем Георгий. Особенно это касается летописных сообщений и разных давних записей. В около 990 г. Ярослав получил ростовсь\кий престол, а после смерти своего брата Вишеслава был переведе\ний в Новгород, Произошло это не позже 1013 г. Можно только догадываться, что в свое время, к такому стрим\кого княжеского всплеска Ярослав получил в Киеве хорошее образование. На\певно учился в одной из тех школ, которые его отец Владимир вид\крив для детей своего боярского окружения. В некоторых более поздних лито\писах, в частности Густинскому и Тверскому, которые датируются XVII ст. рассказывается о болезни Ярослава, в результате которой он вроде бы был неподвижен. Исцеление произошло в 988 г., когда Ярослав узнал, что его отец решил расстаться с его матерью и жениться на византийской принцессе Анни. Он жил определенное время с матерью в селе Предславине под Киевом в загородной княжеской усадьбе. Наверно отсюда направил отец своего сына на ростовское княжиння.Даны о том, что в Ростовых князь Ярослав правил по меньшей мере 10-12 лет. Некоторые сведения об этом периоде жизни князя подал нам Разговор о построении града Ярослава . В нем рассказывается о том, как князя Ярослава, который пришел из Киева, враждебно встретило языческое население края и даже выпустило на него февраля медведя. Князь Ярослав не только выиграл этот странный поединок, но и наступление-ного раза пришло с благим намерением вместе со священниками и майстра\ми для того, чтобы окрестить жителей Медвежого угла и построить для них храм. И в этот раз население встретило своего князя враждебно, опять выпустив медведя и собак: Людии сего испусти вот клети свирепая зверя и псов, да ростешут князя и сущих с им. Но Господь сохрани Благоверного князя: сей секирой своей победи зверя . И уже после дежурной победы над жителями Медвежьего угла Ярослав водрузе на земле сей деревян крест и ту положи основу святому храму пророка Божия Илии. А храм сей посвящения во имя сего святаго угодни\ка, яко хищнаго и лютаго зверя победи в сей день его 2. Досто\вирнисть этого Разговора некоторые исследователи выводили с того, что первый свой храм будущий большой строительный заложил в честь своего первенца сына Ильи, который носил имя пророка.Период новгородского княжения благоверного Ярослава был ко\ротким всего пять лет. Особенных сообщений мы не зустричае\мо в летописях. Хотя свидетельство последних двух лет перед вокня-жинням Ярослава в Киеве говорят нам о том, что будущий обладатель Руси рьяно защищал экономическое положение Большого Новгорода и не очень хотел платить дань стольному граду Киеву. За это на него розгнивався отец и даже было хотел наказать непослушного сына.Упокоення просвитителя Руси князя Владимира Большого резко изменило всю политическую ситуацию в государстве. В Киеве сел на престоле Святополк Окаянный, который стал раздавать киевлянам подарки, чтобы их привлечь на свою сторону. Этот злосчастный князь надумал коварно усу\нути всех своих конкурентов и убил князей Бориса и Глеба. Эти страшные братоубийства имели огромную огласку по всей Руси и дошли до Большого Новгорода. Благоверный князь решил отомстить новоявленному Каину . Весть сестры Предслави о смерти отца и ужасном братоубийстве Святополка, стала.сигналом к выступлению Ярослава на Киив3.Благоверный князь отстаивал праведное дело и потому Бог помог одержать ему победу. Разбив окаянного Святополка под Любичем Ярослав сел на Киевском великокняжеском престоле. Его вокняжиння в Киеве не было оставлено в покое. Святополк решил вернуть себе великокняжеский престол и привел в Киев печени\гив в 1017 г.. И едва к вечеру одоле Ярослав Печенеги, и отбегоша пострамлени . Посовещенный. Святополк направился к королю Болеславу Храброму за помощью. Войска этого чужестранца разбили жену князя Ярослава на г. Западный Буг и Святополк опять всту\пив в Киев, но не на длительное время. Благоверный князь опять собрал воив и защитил отний престол, фактически, от чужеземного вторгнен\ня. Население Киева вроде бы, по свидетельству давних хронистов, в частности Титмара Мерзебурзького, радостно встречало и Святополка и Болеслава Хо-роброго. Но первый, будучи ослепленный такой триумфальной поступью, стал злоупотреблять своим положением и очень быстро разочаровал и так раздраженных событиями двух последних лет киевлян. Благоверный князь Ярослав во второй раз занял великокняжеский престол: Ярослав же прий\шов и сел в Киеве, утерев поту с женой своей, показав побиду и труд великий 4.Благоверный князь мог с покоем приступать уже к тем святым делам, которые на него ожидали, но Господь испытывал своего вибра\ного. Теперь ближайшими его опонетами, которые не приветствовали вокняжиння в Киеве выступили племянник Брячеслав, который княжил в Полоцку, брат Мстислав, который и сам бредил киевским столом и еще один брат Судислав, а также близкий родственник Ярослава, Константин Добринич новгородский посадник. Но киевляне быстро полюбили своего благо\честивого обладателя и защищали стольный град, как и престол своего князя, даже во времена его отсутствия. Мудрый князь нашел спиль\ну язык с черниговским князем Мстиславом, разделив с ним на время сферы влияния в Киевской Руси. За это время благоверный князь осуществил несколько военных, стратегических для укрепления кордо-нив государства, военных походов. Учредил немало святых городов. Спивурядування Ярослава и Мстислава завершилось в 1036 г. Находясь на охоте, Мстислав простужался и вскоре умер. От этого времени князь Ярослав стал единовластным правителем Руси.Важную роль в укреплении государства сыграла сводка Ярославом общепринятых на то время законов к единственной целостной системе. Большой заслугой князя стало создание первого письменного свода зако\нив Руска Правда . Этот правовой кодекс закреплял основные юри\дични нормы Киевского государства. Первым делом данным писаным законом в стране укреплялись устой семьи, как крепкой опоры государства. В пи\семних отечественных и иностранных источниках четко зафиксировано, что женой благоверного князя Ярослава Мудрого была Ингигерда, дочь шведского короля Олава Скотконунга. Ингигерда в крещении Ирина, прожила с Ярославом к самой своей смерти, которая произошла 1050 р.5. У них было десять детей: шестеро синел: Владимир (1020), Изяслав (1024), Святослав (1027), Всеволод (1030), Игорь (?), Вячеслав (?), и четверо дочек: Елизавета, Анна, Анастасия, имя же четвертой не известное. Это была не первая жена Ярослава. К Ингигерд князь был женат на какой-то Анни и имел от нее сына Иллю6. Однако, следует заметить, что брак Ярослава и Ингигерди был очень счастливый и даже образцовый. О красоте шведской принцессы и влиянии княгини на мужа ходили легенды. В честь ее святой покровительницы Ярослав построил в Киеве, рядом с Софиею, храм св. Ирины. Ингигерда вроде бы умерла раньше князя 10 ноября в 1051 г. Верный князь приказал похоронить себя в одном саркофази с женой, чтобы и после смерти их тела не розлу\чались. Это был единственный факт подобного захоронения в Киевской Руси 7.Благоверный князь Ярослав был большим строительным храмов Божьих. Летописец об особенном даре строительного князя говорит так: «Заложив Ярослав огород - большой Киев, а в города сего ворота есть Золоте. Заложив он также церковь святой Софии, премудрости Божьей, митрополию, а затем церковь на Золотых воротах, каменную, Благовещение Святой Богородицы. Сей же премудрый большой князь Ярослав ради того спорурудив (церковь) Благовещение на воротах, чтобы давать всегда радость огороду сему святым благовещениям Господним и молитвой святой Бо\городици и архангела Гавриила. После этого он возвел монастырь свя\того Георгия Побидоносця и монастырь святой 0рини 8.Центральным кафедральным храмом Киевской митрополии стала Святая София, построенная князем Ярославом Мудрым. Она строилась в столицы Русые на ознаменування особенного о ней Промысла Божьего. Прийнявшу веру Христова от православной Византии, Русь здесь же постаралась устроить свою столицу Киев вроде столицы Ви\зантии - Константинополя. Благоверный князь Ярослав понимал зна\чення Киева - второго Ерусалима для всей Руси, какую утверджу\вав его отец. Эти основы идеологии Небесного Града заложил свя\тий равноапостольный князь Владимир Великий через построение Де\сятинной церкви в честь Успиння Пресвятой Богородицы. Теперь Ярослав Мудрый умножал славу отца строительством Большой Со\фии. Храм на Руси, особенно соборный, был не просто кафедраль\ним. Он становился центром того удела, на котором был построен. Около него сосредоточивалась вся городская жизнь, жили владыки и кня\зи. Подобно золотоверхого Киеву устраивались и другие города и не просто так - в Новгороде Большом возведена была также Святая София. Впоследствии строится храм и в Полоцку в честь Софии - Премудрости Божьей.Митрополит Илларион, который был свидетелем строительства и завершения Святой Софии, писал: Церкви странная и славная всем округниим кушанье , яко же ина не обрящется во всем полунощи земнеем вот востока к запада . Благоверный князь украсил кафедральный храм вся\кой красотой. златом и сребром, и камением драгим . Георгиевский храм, построенный Ярославом в честь своего небесного патрона, и стоял близ кафедрального храма, также конструктивно напоминал Свято Софию, но в меньшем размере. Пролог XIV ст. подает нам такие сведения об этом храме: В тот же день священа церкви св. Георгия в Киеве перед врати святая Софья... и такое вскоре конча церковь и святи ю Ларионом митрополитом, месяца ноября в 25 день . Сама идея построения храма принадлежала благоверному князю: Блаженный, приснопамятный всея Руси князь Ярослав, нареченый в праздником крещенни Георгием, сын Владимира, крестившаго землю русскую, брат же святых мучеников Бориса и Глеба, задумал создать церквей во имя своего святого Георгия . Уже упоминавшийся Пролог указывает и на функциональное назначение храма в честь святого вмч. Георгия Побидоносця - митрополит Илларион створил в ней настолование новопоставленым епископам, и заповедал по всей Руси праздновать память святого Георгия месяца ноября в 26 день . Следовательно здесь поставлялись епископы на все кафедры Давней Руси.К Киевскому Кремлю, построенному Ярославом Мудрым входил еще один храм в честь св. Ирины, небесного патрона жены князя Ингигерди. Храм был расписан и украшен мозаиками. В начале XIX ст. археологи натолкнулись на фундаменты еще одного храма, какой зна\ходився близ Святой Софии. Археологические исследования показали, что стены его были щедро украшены фресками и мозаиками, а пид\лога изложена тонкими глазурованными плитками разного колеру9. Следовательно мы имеем дело действительно с большим Киевским Кремлем, который встречал своими храмами и княжескими сооружениями паломникыв к Небесному Граду еще от Золотых ворот и вел с обеих сторон этих храмов к главному, - кафедры Святой Софии.На берегах Днепра благоверным князем Ярославом действительно был построен новый Константинополь со своей Софиею, Золотыми ворота\ми, храмами св. Ирины и св. Георгия но др. Благочестивый князь реально воплотил идеологическую концепцию относительно уподобления Киева Царгороду. Недаром современник, германский хронист второй половины XI ст., называл Киев соперником Константинополя10.Летописец нашел замечательную метафору для определения деятельности князей Владимира и Ярослава по делу просвитлення Руси Христова верой. Он сравнил их с пахарем и сеятелем, которые закладывают основы будущего урожая: Потому что как вот кто-нибудь землю вспашет, а второй за\сие, а другие пожинают и едят пищу вдоволь, - так и сей. Отец потому что его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просви-тив, а сей большой князь Ярослав, сын Владимиров, засиял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжнее 11. Продолжателем дела Владимира считал Ярослава и митро\полит Киевский Илларион. В своем знаменитом Слове о законе и бла\годать он сравнил благоверного князя с царем Соломоном, который завершил дела, начатые Давидом: Весьма хороший и верный, покорный сын твой Георгий, которого Господь наставил преемником после те\бе, наследником твоей власти. Не нарушает он твои уставы, а утверд\жуе их, не уменьшает достояния твоего благовир я, а преумножает их, не говорит, а действует, и что недокончено тобой - доканчивает, как Соломон после Давида 12. Сказано здесь касалось в первую очередь дел церковных. При благоверном князе Ярославе стала вера христианская плодиться в движении и расширяться, и черноризци стали множиться, и монастыри начали появляться. И любил Ярослав церковные уставы, и попов любил он большой а более всего любил черноризцив13.Уже во времена княжения Ярослава Мудрого под 1051 годом летопись рассказывает нам об истоках главного монастыря Руси - Печерсь\кого. Его основателем стал пресвитер церкви св. Апостолов на Бересте Илларион, близкий соратник и духовник князя. Господь спо\добив Иллариона просмотреть особенную святость места будущего Киево-печерского монастыря. Его можно по праву назвать и первым подвижником Киево-печерской лавры. К преподобному Иллариону любил часто приходить князь Ярослав за установками и советами. Вообще будущий святитель Руси имел незаурядное влияние на благоверного князя он был советчиком ему не только по делам церковных но и держав\них. По делу просвитлення народа Илларион также являлся ближайшим сподвижником князя и даже принимал участие в создании свода зако\нив Руской Правды .Благоверный князь Ярослав Мудрый был настолько захвачен под\вигом Иллариона русича, что ни на йоту не засомневался в том, кто может занять митрополичу кафедру после упокоення присланного митрополита-грека Феопемпта. Летописец это событие восхождения на Киевский митрополичий престил преподобного Иллариона мужа блага, книжная и постника датирует 1051 годом. Такой шаг благоверного князя был не случайным. Он желал оградить свое государство от заметных и сильных влияний Византии, а Киевскую мит

Написал архиепископ Димитрий (Рудюк)

Житие святого благоверного князя Ярослава Владимировича (Мудрого)

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Храм святого Миколая Чудотворца (Притиска)

Храм святого Миколая Чудотворца (Притиска) - Житие святого благоверного князя Ярослава Владимировича (Мудрого)

Комментариев нет:

Отправить комментарий